Совсем недавно компания «Scania» представила на рынке коммерческих грузовиков свой модельный ряд электрических автомобилей. В него вошли подзаряжаемые от внешних источников питания гибридные электромобили (или как их кратко называют «подключаемые гибридные автомобили») и полностью электрические грузовики предназначенные, в первую очередь, для городских перевозок, в том числе для доставки грузов предприятиям розничной торговли. Начало производства электромобилей стало одним из ключевых этапов в достижении цели компании «Scania» - стать лидером на пути развития экологически устойчивой транспортной системы.
«Мы с гордостью объявляем о начале долгосрочной программы по электрификации автомобилей, – говорит президент и генеральный директор компании «Scania» Хенрик Хенрикссон (Henrik Henriksson). – В ближайшие годы мы будем регулярно запускать в производство все новые электрифицированные грузовики для разных сфер применения, и для этого мы сейчас реорганизуем свои производственные мощности. Особо отмечу, что через несколько лет мы также начнем выпускать электромобили для магистральных перевозок, адаптированные для быстрой зарядки аккумуляторных батарей во время обязательного 45-минутного отдыха водителей».
Полностью электрический грузовик Scania выпускается с кабинами типов L и P, оснащается аккумуляторным блоком емкостью 165–300 кВт•ч для электромотора мощностью 230 кВт (примерно 310 л.с.). Заказчики смогут выбирать между аккумуляторными блоками из 5-ти или 9-ти батарей, при этом второй вариант позволяет проехать без подзарядки до 250 км.
Подключаемый гибридный электромобиль Scania обеспечивает больший запас хода благодаря двигателю внутреннего сгорания. При необходимости, движение на расстоянии до 60 км может осуществляться в режиме «электромобиля». На этих автомобилях пока устанавливаются те же кабины типов L и P.
Технология производства электрифицированных моделей основана на уже зарекомендовавшей себя модульной системе сборки автомобилей Scania, которая позволяет предложить клиенту множество специализированных модификаций на основе относительно небольшого числа базовых моделей. Наряду с грузовыми автомобилями общего назначения и рефрижераторами электрические автомобили могут применяться в качестве шасси для крюковых погрузчиков, самосвалов, автобетоносмесителей и мусоровозов, а также автомобилей пожарной и других аварийно-спасательных служб.
«Хотя производство электрифицированных автомобилей по ряду аспектов представляет собой новую технологию, мы сделали все возможное, чтобы гарантировать те же неизменные критерии безотказной работы, что и для других видов наших грузовиков, – говорит директор по новым технологиям Андерс Лампинен (Anders Lampinen). – Мы уверены, что прогрессивные заказчики, которые думают о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу, будут стремиться стать лидерами в области электрификации. Крупным транспортным предприятиям с большим автопарком опыт эксплуатации электромобилей будет особенно интересен».
Гибридные и электрические автомобили Scania отлично подходят для работы в внутри европейских городов, где действуют строгие ограничения по выбросам вредных веществ в атмосферу. Электрификация также позволит увеличить полезное время эксплуатации автомобиля. Благодаря своему низкому уровню шума электромобили смогут доставлять товары в ночное время суток и рано утром. По результатам исследований, доставка грузов вне часов пик занимает на 30% меньше времени, что обусловлено отсутствием автомобильных пробок, очередей в местах погрузки и выгрузки товара, а также возможностью двигаться с более высокой скоростью.
По выбору заказчика полностью электрический грузовик оснащается аккумуляторным блоком из 5-ти батарей общей емкостью 165 кВт•ч или из 9-ти батарей ёмкостью 300 кВт•ч. Одна из батарей помещается в моторном отсеке вместо двигателя внутреннего сгорания, остальные четыре или восемь — крепятся вдоль рамы шасси. Аккумуляторные батареи заряжаются от сети постоянного тока мощность 130 кВт через разъем комбинированной системы зарядки (Combined Charging System, CCS). Время зарядки – менее 55 минут для блока из 5-ти батарей и менее 100 минут для блока из 9-ти батарей. Во время движения батареи также подзаряжаются за счет энергии рекуперативного торможения.
Гибридный грузовик оснащается 3-мя аккумуляторными батареями ёмкостью 90 кВт•ч для электродвигателя мощностью 115 кВт (примерно 155 л.с.). Продолжительность зарядки от 0% до 80% составляет около 35 минут. Помимо подзарядки с помощью рекуперативного торможения аккумуляторы можно заряжать во время погрузки и выгрузки груза. Электрическая трансмиссия сочетается с двигателем внутреннего сгорания мощностью 280-360 л.с. Максимальный запас хода в режиме электромобиля – 60 км.
Бесшумное работа электродвигателя и его высокий крутящий момент (2200 Нм), который позволяет более резко ускоряться электромобилю, создают совершенное новые впечатления от вождения. «Мы знаем, что многие начинающие и опытные водители захотят сделать свой вклад в устойчивое развитие транспорта и воспользоваться возможностью в числе первых сесть за руль грузовика будущего».